Краткое обоснование значимости инновационного проекта (программы) для развития региональной системы образования

 Инновационный проект (программа) МБОУ гимназии №1 города Светлограда по теме «Технология реализации персонализированной модели образования»

Наименование и место нахождения организации-соискателя: муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия №1 города Светлограда (356530, г. Светлоград, ул. Комсомольская, д. 16. 

Цели, задачи и основная идея (идеи) предлагаемого проекта (программы), обоснование его значимости для развития системы образования.Цель деятельности: распространение инновационного опыта использования технологии реализации персонализированной модели образования.

Задачи деятельности:

•    установление потребности в освоении и внедрении опыта использования технологии реализации персонализированной модели образования в системе образования Липецкой области и внешних по отношению к ней образовательных системах;

•    организация профессиональных сетевых сообществ, проектных команд для освоения опыта использования технологии реализации персонализированной модели образования;

•    обеспечение научно-методической, информационной поддержки педагогов, образовательных организаций Ставропольского края при внедрении опыта использования технологии реализации персонализированной модели образования.

Опыт МБОУ гимназии №1 города Светлограда может быть использован для распространения эксклюзивных аспектов управленческой деятельности, направленной на реализацию персонализированной модели образования, как в региональной системе образования, так и во внешних образовательных системах, при взаимодействии с региональной системой повышения квалификации педагогических работников.

 Программа реализации проекта (программы) (исходные теоретические положения; этапы, содержание и методы деятельности, прогнозируемые результаты по каждому этапу, необходимые условия организации работ, средства контроля и обеспечения достоверности результатов, перечень научных и (или) учебно-методических разработок по теме проекта (программы)):

Для современных детей школа и учитель перестали быть единственным источником знаний. Ученик в школе должен приобрести главное умение – умение приобретать новые умения. Поэтому самообразование – это то, без чего в современных условиях никак не прожить (при этом нельзя становиться носителем ненужных и невостребованных навыков). Современная школа должна давать образование, основанное на индивидуальных траекториях и дающее определенный набор навыков. Именно так: не только знаний, но еще и навыков. На первое место выходят soft skills, их еще называют «мягкими», метапредметными компетенциями. Речь идет о коммуникабельности, умении работать в команде, креативности, пунктуальности, уравновешенности, толерантности к критике и так далее. Наряду с этим школа должна формировать у учащихся цифровые навыки. Школа должна развивать личностный потенциал ребенка и стать центром профессионального самоопределения. В современной школе необходимо создавать условия, которые позволят осуществлять профессиональную диагностику, профессиональные пробы учащихся и ориентировать их на получение профессий будущего.

Организация образовательного процесса в школе должна предполагать индивидуальный подход к процессу целеполагания, прогнозирования и планирования учебных траекторий, учёт различий в глубине и скорости обучения каждого ученика.

Система образования должна соответствовать основным трендам: персонализация, неопределенность и изменчивость, диджитализации образования (деятельность внутри информационной среды).

В современном образовании должна измениться роль учителя. Учитель – мотиватор. Учитель должен быть харизматичным, увлекающим, манящим, будоражащим ум и «запускающим ежей в мозг». Преподавателю следует работать так, чтобы его слово выполнило эту функцию, и запущенные им «ежи» в сознании ребёнка превращались в импульсы роста. Учитель – навигатор. Учителю необходимо стать организатором познавательной деятельности учащихся во всех сферах (игра, учеба, труд), которые будут ориентированы на получение ребенком новых компетентностей в изменяющемся мире и его готовность быть успешным в неопределенном будущем.

Основным направлением педагогической деятельности должно стать развитие мотивационной сферы учащихся. Образовательный результат должен стать личностно значимым. Образовательный процесс должен быть насыщен познавательными мотивами. Геймификация образовательного пространства и использование цифровых и виртуальных сред в сочетании с реальной практической деятельностью.

Этапы деятельности (год) Содержание деятельности Методы Прогнозируемые результаты
Информационный
(2020-2021 г.г.)
Подготовка инструкций, размещение материалов, определение состава участников проекта Анализ философской, психолого-педагогической и методической литературы, периодических изданий Пакет диагностических материалов
Диагностический
(2020-2021 г.г.)
Проведение диагностических исследований, устанавливающих потребность в освоении и внедрении опыта использования технологии реализации персонализированной модели образования, цифровой платформы персонализированного образования Наблюдение за деятельностью учащихся и преподавателей в образовательной деятельности
Изучение и обобщение передового управленческого и педагогического опыта Анкетирование учителей и учащихся
Результаты диагностических исследований
Аналитический
(2021-2022 г.г.)
Осмысление результатов на уровне образовательных организаций, выработка плана действий по совершенствованию персонализированной модели образования, цифровой платформы персонализированного образования Моделирование процесса использования цифровой платформы персонализированного образования Персонализированная модель образования и механизмы ее внедрения в широкую образовательную практику
Формирующий
(2022-2023 г.г.)
Создание профессиональных сетевых сообществ, проектных команд Индивидуальное консультирование
Научно-методическая, информационная поддержка педагогов
Профессиональное сетевое сообщество, проектные команды образовательных организаций Ставропольского края
Внедренческий
(2023-2024 г.г.)
Получение, обработка и систематизация материалов Обобщение результатов, написание статей, методических рекомендаций, отчетов Адаптированные персонализированные модели образования

Необходимые условия организации работ:

Использование ИКТ (этот ресурс дает возможность изменить масштабы деятельности, использовать дополнительные возможности для развития профессиональных контактов, повысить оперативность деятельности);

Аналитическая деятельность (позволяет усилить воздействие на практическую деятельность образовательных учреждений за счет выявления связей между достигнутыми результатами и факторами их достижения; использование данного ресурса предполагает переход от констатации фактов и их оценки к анализу процессов, происходящих в муниципальной системе образования, их объяснению и прогнозированию).

Средства контроля и обеспечения достоверности результатов:

Контроль реализации запланированных изменений в образовательной системе ОО

Объект контроля Субъект контроля Сроки контроля Методы сбора информации
Степень освоения педагогами новой модели организации образовательного процесса Педагоги Ежегодно Собеседование с педагогами, изучение документации, тестирование
Степень обеспеченности необходимыми материально-техническими ресурсами Материально-технические ресурсы Ежегодно Изучение документации
Приведение нормативной базы МБОУ гимназии №1 в соответствие с новыми педагогическими условиями Устав, локальные акты 2020 г. Изучение документации
Разработка персонализированных образовательных траекторий для обучающихся на основе платформы (в т.ч. для детей с ОВЗ) Обучающиеся Ежегодно Изучение документации, собеседование
Организация работ по внесению изменений в локальные акты, регламентирующие стимулирование участия педагогов в апробации внедрении ПМО (их установление заработной платы) Локальные акты 2020, 2021 гг. Изучение документации
Проведение работ по укреплению материально-технической базы МБОУ гимназии №1 Оснащенность материально-техническими ресурсами В соотв. с графиком поставки учебного оборудования Постоянно

 

Обоснование возможности реализации проекта (программы) в соответствии с законодательством об образовании или предложения по содержанию проекта нормативного правового акта, необходимого для реализации проекта (программы).

Содержательные и процессуальные характеристики проекта находятся в строгом соответствии действующему законодательству:

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ (с изменениями и дополнениями);

Приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 (с изменениями и дополнениями) «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 22.12.2009 № 15785);

Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 (с изменениями и дополнениями) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 01.02.2011 № 19644);

Приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413 (с изменениями и дополнениями) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 07.06.2012 № 24480).

Предложения по распространению и внедрению результатов проекта (программы) в массовую практику, включая предложения по внесению изменений в законодательство об образовании (при необходимости):

использование цифровых платформ для достижения предметных, метапредметных и личностных результатов образования;

использование образовательных технологий, обеспечивающих персонализацию образовательной деятельности;

создание информационного образовательного пространства школы, базы эффективных решений для интерактивного оборудования;

развитие партнерства школы с субъектами российской системы образования, ПАО Сбербанк, Благотворительным фондом «Вклад в будущее».

Обоснование устойчивости результатов проекта (программы) после окончания его реализации, включая механизмы его (ее) ресурсного обеспечения.

Распространение инновационного опыта использования технологии реализации персонализированной модели образования обеспечивает:

достижение высокого качества образования, повышение конкурентоспособности выпускников школы на рынке труда;

совершенствование содержания образования, обеспечение преемственности на всех уровнях, углубление его фундаментализации и усиление социальной компетентности выпускника;

совершенствование деятельности педагогических кадров в условиях внедрения ФГОС, углубления вариативности и индивидуализации образования, работы с детьми с особыми образовательными потребностями;

интенсификацию и индивидуализацию образования, реализацию современных образовательных технологий, в том числе и информационных, развитие у учащихся культуры самообразования, самоорганизации и самоконтроля;

развитие научно-исследовательской деятельности, реализацию инновационных проектов и программ;

создание системы мониторинга и оценки качества образования, единого информационного пространства образования.